Отдых в
России
экскурсионные
туры по России
Лечение,
оздоровление
Индивидуальные
и корпоративные туры



































Ориентиры для путешествий по России

Опубликован второй рейтинг туристической привлекательности регионов России

09.12.2016

8777-754x503.jpg

 Фото:russia-rating.ru

Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с журналом «Отдых в России» провели второе исследование, посвященное туристической привлекательности регионов РФ. В ходе подготовки главам всех регионов были разосланы письма с просьбой предоставить данные по 61 показателю, которые позволили бы получить полную картину о ситуации в отрасли. Почти все регионы прислали заполненные таблицы, но как выяснилось, не все ведут учет таких важных и необходимых для работы показателей, как, например, объем налоговых поступлений в бюджет от предприятий отрасли. Многие, как пишут составители рейтинга, не могли назвать даже примерное количество предприятий общественного питания, то есть столовых, кафе и ресторанов на своей территории.

 Как и в 2015 году, регионы оценивались по многим критериям. Среди них – уровень развития гостиничного бизнеса и инфраструктуры (общее число мест в гостиницах), процент жителей, занятых в сфере туризма, оборот туристических услуг. А также: популярность региона у россиян и иностранцев (по количеству ночевок в гостиницах), количество достопримечательностей, уровень преступности, продвижение региона.

 В первую группу рейтинга вошли регионы, преодолевшие 60-балльный порог: с первого по двадцать первое место включительно. Москва набрала 80 баллов, Санкт-Петербург – 79,7, Краснодарский край – 77,3, Республика Крым –75,2, Московская область-74,8. Замыкают первую группу с почти равными показателями примерно в 60 баллов Владимирская, Калужская и Ярославская области.

 Москва с огромным отрывом опережает другие регионы по таким показателям, как объем платных туристических услуг, в два раза обходит своего ближайшего конкурента по лидерству – Санкт-Петербург – по количеству иностранных туристов. Северная столица, как и год назад, прочно удерживает 2-е место. А вот лидер прошлого года – Краснодарский край – переместился на третью позицию. Сочи, имея почти 100-процентную загрузку в пик сезона, уже с трудом справляется с потоком туристов. Неслучайно в этом году в СМИ много говорилось о проблемах, связанных с нехваткой чистых и благоустроенных пляжей, непростой санитарной обстановкой, и, как следствие, о массовых кишечных инфекциях у так называемых «неорганизованных» отдыхающих.

 Снова замыкают пятерку лидеров Крым и Московская область. При этом Крым, имея наименьший уровень преступности, остается лидером пятерки и по количеству запросов в интернете и количеству публикаций в СМИ.

 В первую десятку в этом году вошли Татарстан и Приморский край, вытеснив Карелию и Ярославскую область. Татарстан настолько активен в своей работе по развитию туризма в регионе, что многие эксперты рейтинга называют его одним из лидеров по динамике роста турпотока. Карелии мешают проблемы с инфраструктурой и нехваткой качественных и доступных средств размещения. А вот 21-е место в рейтинге Ярославской области, где расположены три города Золотого кольца, можно объяснить самыми низкими в группе доходами туротрасли, а также очень низкой популярностью региона в интернете по запросам пользователей. Улучшили свои показатели Нижегородская область, где активно идет подготовка к ЧМ-2018, и Алтайский край, наиболее активно реализующий ФЦП развития туризма.

 Значительно улучшили свои показатели также Иркутская, Самарская, Свердловская, Тверская области, Пермский край и Башкортостан. Появление в ТОП-21 крупнейшего региона Урала подтверждается высокими показателями практически по всем критериям, хотя здесь небольшое количество достопримечательностей и продвигаемых в Свердловской области брендовых маршрутов (всего один).

 Иркутская область, где располагается один из самых известных в мире туристических и природных брендов России – озеро Байкал, по количеству российских туристов имеет очень хороший показатель, а по числу иностранных занимает пятое место среди всех российских регионов.

 Во вторую группу рейтинга вошли регионы, набравшие от 40 до 60 баллов и занявшие позиции с 22 по 61 включительно. Все они имеют хороший потенциал, региональные власти – кто-то больше, кто-то меньше – уделяют внимание развитию туризма, но в силу ряда факторов не могут выйти в группу лидеров. Здесь можно было бы выделить Ростовскую область, которая активно готовится к чемпионату мира по футболу-2018, она кардинально улучшает свою инфраструктуру, имеет большой номерной фонд, хорошие показатели по доходам.

 Из сибирских регионов выделяются Красноярский край, Омская и Кемеровская области. В центральной России – Белгородская, Липецкая, Тульская и Воронежская области. В Поволжье – Саратовская, Оренбургская и Ульяновская области, Республика Удмуртия. Многие из них за год значительно улучшили свои позиции в рейтинге, но, по мнению экспертов, им не хватает ярких, интересных проектов, системности в продвижении своих регионов.

 Ивановская, Костромская, Псковская и Новгородская области, наоборот, ухудшили свои позиции в рейтинге. Несмотря на огромный потенциал для развития культурно-познавательного туризма, эти регионы страдают ограниченностью инфраструктуры, слабым продвижением и низкими доходами от туризма. Сахалин, Камчатский край, Магаданская и Амурская области, Хабаровский край улучшили свои позиции – по количеству иностранных туристов Сахалинская область занимает второе место в Дальневосточном федеральном округе, уступая только Приморскому краю.

 Наконец, третья группа рейтинга туристической привлекательности и потенциала российских регионов: места с 62 по 85 – регионы, набравшие меньше 40 баллов.

 В нижнюю часть рейтинга попали почти все регионы Северного Кавказа, за исключением Ставропольского края, часть отдаленных регионов Дальнего Востока, Сибири, Урала. Как видно из таблицы, Регионы третьей группы остаются экономически слабыми, для них характерны низкие доходы туристской сферы и неразвитая инфраструктура. При этом многие из них всерьез занимаются развитием туризма на своей территории и достигают неплохих результатов.

 Так, например, Курская область имеет самый большой в группе турпоток иностранных гостей. Немного отстает от нее Брянская область, в которой, как выяснилось, самый высокий процент занятых в туротрасли от общего количества жителей, что говорит о значимости туризма в экономике региона. Расположенный вдоль побережья Каспийского моря Дагестан демонстрирует очень приличный доход от заработанных в отрасли средств: по этому показателю он стал лидером группы и входит в первую двадцатку по стране.

 Томская область имеет богатый набор объектов культурного наследия и занимает второе месте в группе по объему доходов. Арктический Ямало-Ненецкий автономный округ, позиционирующий себя как центр мирового оленеводства, лидирует по количеству публикаций в СМИ. Мордовия пока слабо присутствует в информационном поле, хотя в Саранске вовсю идет подготовка к играм чемпионата мира по футболу-2018.

 Республика Хакасия, по сравнению с прошлым годом снизившая свою позицию в рейтинге, имеет один из самых больших номерных фондов в группе, высокий интерес пользователей в интернете, но при этом мало присутствует в информационном поле, имеет низкий турпоток и небольшие доходы отрасли.

 Усилия, прилагаемые к развитию туризма на Кавказе, пока дают небольшие плоды. Хорошо развивается горнолыжный туризм, в частности, на Домбае – Карачаево-Черкесская Республика остается лидером группы по количеству мест в гостиницах. Но о качественном росте говорить пока не приходится.

 Чукотка, по большей части расположенная за Северным полярным кругом, где зима длится 10 месяцев в году и действует пограничный режим, имеющая самый низкий уровень преступности в стране, к сожалению, имеет и самые низкие показатели по другим критериям. И дело не сдвинется, пока не будут продуманы туристический продукт, логистика и инфраструктура.

 По словам руководителя проекта «Туристская Ассоциация регионов России» Светланы Онуфриенко, эффективность туристских проектов и проводимых мероприятий в отрасли пока крайне низка. В большинстве регионов нет прорывных результатов. Статистика внутреннего туризма в субъектах РФ приблизительная, доля туризма в ВРП и ВВП также неадекватно оценена. Многие регионы не знают, какие объекты туристской инфраструктуры и на какие средства должны быть построены в ближайшие 5-10 лет.

 Организуемые форумы и мероприятия, как правило, не приводят напрямую к росту количества массовых туристов. По-прежнему в федеральном центре и в регионах реализуется четкая неосознанная установка не на результат, а на процесс – продвижение, выставки, программы, заключение соглашений, то есть происходит подмена понятий. Результатом работы считается проведенный форум, а не конкретное количество туристов, которые благодаря этому мероприятию будут потом приезжать в данный регион. Субъекты РФ продолжают много лет жить в парадигме: нет туристов – нет денег, нет инфраструктуры – нет туристов, заключает эксперт.

Источник: http://www.ratanews.travel/